Архив за    год

Ориентир восточной политики

28 апреля 2017 года

Ориентир восточной политики

Какие экономические вызовы стоят перед страной и что может предложить Красноярский край.

Международный конгресс «Сибирский плацдарм: время новых решений», приуроченный в XIV Красноярскому экономическому форуму, дал богатую пищу для ума не только бизнеса и власти, но и простых жителей Красноярья. В рамках конгресса прошло четыре конференции, посвященные образовательной деятельности, углеводородной и арктической тематике, а также стратегии развития сибирских регионов. Гостями представительного форума, который прошел в конгресс-холле СФУ, стали эксперты ведущих вузов и институтов — как отечественных (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Томск, Новосибирск, Барнаул), так и зарубежных (Италия, Германия, Финляндия, Китай, Казахстан, Узбекистан).

В основной день конгресса состоялось пленарное заседание, совпадающее с его названием, — «Сибирский плацдарм: время новых решений». Участникам форума было предложено ответить на вопросы: какой может и должна быть философия развития Сибири в XXI веке; как будет вписан наш мегарегион в стратегию социально-экономического развития России до 2035 года; что может стать драйверами экономического роста в стране и Зауралье.

Кого нет на карте мира?

Модератором пленарного заседания выступил спикер краевого парламента, президент СФУ Александр Усс. Поприветствовав участников форума, он отметил, что проблемы, с которыми столкнулась наша страна, не только не снижают актуальность так называемого восточного или сибирского вектора, но делают его ещё более значимым.

— Как бы мы ни относились к так называемой «сырьевой экономике», сосредоточенные именно здесь в Сибири природные ресурсы и соответствующий природный потенциал в решающей мере определяют финансовые возможности страны в целом, — подчеркнул Александр Викторович. — Достаточно сказать, что сегодня большую часть российского экспорта и соответственно валютных поступлений в федеральный бюджет дают именно наши сибирские регионы. И, делая ставку на Сибирь, необходимо рачительно, по-хозяйски распорядиться ее богатствами.

При этом спикер обозначил проблему геологоразведки, которая, по его мнению, с каждым годом становится острее. В доказательство Александр Усс продемонстрировал мировую карту крупных разведанных месторождений, которые предполагает к разработке в ближайшие годы международное консалтинговое агентство S&P Global Market Intelligence. Россия на этой карте почти чиста.

— Если остальной мир и далее будет видеть картину иначе, чем мы, он выстроит собственные технологические цепочки со всеми вытекающими отсюда не лучшими последствиями для нас. Пример со сланцевой нефтью и сжиженным природным газом нас должен многому научить, — напомнил Александр Викторович.

Разделение на профессионалов

Выступивший следом ректор Российской экономической школы Шломо Вебер отметил, что для развития экономики можно попытаться сделать что-то краткосрочное, но важны долгосрочные эффекты. По его мнению, в реализации больших проектов должны принимать участие предприятия малого и среднего бизнеса, а не только флагманы промышленности.

В свою очередь представителям этих флагманов тоже было предоставлено слово. Вице-президент — статс-секретарь — руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления ГМК «Норникель» Елена Безденежных рассказала о стратегии развития компании, отметив, что главным ее преимуществом является самодостаточность. Компания открыта для диалога с другими предприятиями, и за минувший год более 500 организаций стали ее партнерами.

— Мы знаем, что каждый рубль, вложенный в предприятия на территории Красноярского края, поможет вложить еще три рубля в сопутствующие отрасли, — отметила эксперт.

Вместе с тем Елена Степановна добавила: создание и развитие собственной инфраструктуры – это вынужденный пример работы на закрытой обособленной северной территории. В обычной практике одна компания, даже большая, не должна заниматься различными отраслями экономики. В каждой отрасли должны быть свои профессионалы.

Генеральный директор, председатель правления ОК «РУСАЛ» Владислав Соловьев сообщил участникам конгресса о планах РУСАЛа по созданию центра алюминиевой индустрии. В планах — дальнейшая модернизация производства алюминия с использованием инертного анода — революционной технологии, не имеющей аналогов с точки зрения экологического эффекта. Также гендиректор предприятия рассказал о рынках сбыта продукции РУСАЛа, об участии ФПГ в социальных и молодежных программах и заявил, что политика организации нацелена на то, чтобы людям было комфортно жить в Красноярске.

Загрузка мощностей

Заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (Новосибирск) Валерий Крюков выступил с докладом «Центральная Арктика в контексте экономического развития Азиатской России». Он рассказал о проблеме загрузки мощностей сибирского машиностроения, которое не участвует в строительстве арктических судов, а также затронул тему освоения Таймырского полуострова, богатого природными ресурсами. Крюков отметил, что существуют новые подходы по освоению месторождений полезных ископаемых, когда на один объект заходят две компании и более, что позволяет делить экономические риски.

С докладом «Глобальные тренды и перспективы развития ресурсных регионов» выступил Игорь Макаров, кандидат экономических наук, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики». Он отметил, что в мире происходит изменение энергетического баланса в пользу возобновляемых источников энергии. Спрос на уголь будет сокращаться, и для регионов Сибири это огромная проблема и фактор дестабилизации. Еще один риск для нашей страны связан с технологическим отставанием. Впрочем, в недалеком будущем у России появятся такие новые преимущества, как питьевая вода, пахотные земли и рыбные ресурсы.

Доктор исторических наук, руководитель Школы востоковедения НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Маслов выступил с докладом «Новые стратегии в развитии российско-китайских отношений». Он рассказал, что порядка 270 млн человек в Китае принадлежат к среднему классу, который ориентирован на более высокое качество продукции. Россия способна удовлетворить спрос на экологически чистые продукты питания, тем более что китайские сельскохозяйственные угодья деградируют из-за нерационального использования, а возраст среднего крестьянина достиг 60 лет.

В завершение пленарного заседания Александр Усс поблагодарил всех принявших в нем участие:

— Все мы патриоты России, а здесь еще и патриоты Сибири. Не погрешу против истины, если скажу, что все, что здесь прозвучало, станет практическим ориентиром для российской восточной политики.

Комментарий

Александр Усс, председатель Законодательного Собрания:

— Именно Красноярский край стал тем центром, где, собственно, и начались дискуссии на тему нового освоения Сибири. Мы очень удовлетворены тем, что в свое время президент нашей страны объявил восточный вектор главным направлением развития России на весь этот век. В силу известных геополитических проблем, с которыми столкнулась наша страна, сегодня эта тема не очень активно звучит в федеральной повестке, но это вовсе не означает, что сибирский флаг уже не нужно нести. Уверен, что Красноярский экономический форум по-прежнему будет той площадкой, где мы будем обсуждать всю эту проблематику и предлагать новые пути развития Сибири. С моей точки зрения, одной из важнейших составляющих движения России на Восток является необходимость более активного участия наших флагманов — крупных сырьевых компаний, работающих в добывающем секторе на территории Красноярского края, во взаимодействии с другими отраслями экономики для того, чтобы обеспечить общий ее подъем. Убежден, что серьезный подъем российской экономики может и должен начаться именно здесь, в Сибири.

Время новых решений

21 апреля 2017 года

Время новых решений

В рамках XIV Красноярского экономического форума в Сибирском федеральном университете прошёл международный конгресс «Сибирский плацдарм: время новых решений». В нём приняли участие учёные и эксперты ведущих отечественных и зарубежных вузов. В числе приглашённых — специалисты совета по внешней и оборонной политике, НИУ «Высшая школа экономики», центра экономики Севера и Арктики, институтов Академии наук Китая, Бранденбургского технического университета. Модератором пленарного заседания выступил председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс — президент Сибирского федерального университета, доктор юридических наук, профессор. Сегодня он представляет своё видение новых подходов к освоению Зауралья и современных путей развития огромного региона России.

Пора на разведку

О том, что Зауралье обладает несметными природными богатствами, говорится много. Однако в последние годы добыча растёт в основном за счёт запасов ранее известных месторождений. Эта картина характерна и для страны в целом. Объёмы государственного финансирования геологоразведки крайне низки, а добывающие компании рассматривают инвестиции в подобные работы как высоко рискованные. По данным Росгеологии, геологическая изученность территории России составляет менее 40 процентов, причём в Сибири этот показатель значительно ниже.

Если проанализировать мировую практику, то мы увидим, что наибольшие средства на геологоразведку тратятся в Южной и Северной Америке, а по странам — в Канаде и Австралии. И это приносит плоды: уровень сырьевой базы в указанных территориях за последние годы существенно вырос. Особое место здесь занимает Африка: этот континент характеризуется, как и Сибирь, низким уровнем геологической изученности. Однако последние два десятилетия там происходит существенный рост объёмов разведочных работ, которые проводятся как силами западных компаний, так и при активном участии Китая.

Низкая активность геологоразведки на территории Сибири делает её непривлекательной для инвесторов и может привести к тому, что со временем от нас отвернутся компании, работающие в добывающем секторе. Бизнесу интересно там, где ему покажут горизонты растущих доходов. Как только созданный в советскую эпоху резерв будет израсходован (а это, по оценкам экспертов, произойдёт в 2050 году), Сибирь и Дальний Восток окажутся на задворках в ресурсной борьбе между другими странами и регионами.

Единственный способ переломить ситуацию — радикально увеличить масштабы геологоразведки в Сибири. Но для этого нужно как минимум снять имеющиеся административные барьеры: утвердить процедуру получения лицензий на проведение геологоразведочных работ по принципу «одного окна», внедрить известное правило «двух ключей» с участием регионов. Кроме того, необходимо разработать механизмы стимулирования высокорисковых стадий освоения природных ресурсов и определить заявительный порядок доступа к недрам.

Индустриальный пояс

Сегодня только крупным финансово-промышленным группам Сибири под силу привлечь значительные инвестиционные ресурсы, обеспечить организацию и логистику всего комплекса работ по освоению природных богатств. Они обладают наибольшими финансовыми возможностями, современными управленческими практиками и реальным опытом международного экономического сотрудничества.

Но налаживание в перспективе добычи природных ресурсов — это еще полдела. По моему глубокому убеждению, сибирский макрорегион должен вытягивать всю страну не за счёт сырьевых денег для потребления, а благодаря наращиванию комплексов высокотехнологичных производств вокруг ядра добывающей промышленности. Эти предприятия должны сыграть решающую роль в совершенствовании горнодобывающей и строительной техники, нефтегазового и другого специального оборудования. В конечном итоге именно крупные компании призваны стать локомотивами развития сырьевых территорий, которые они порой отстранённо именуют «регионами присутствия». Последним нужно дать возможность извлекать максимальную выгоду из локализации деятельности финансово-промышленных групп.

Еще в 70–80-х годах по инициативе региона и при поддержке центра на мощной сырьевой базе Красноярского края была создана крепкая надстройка в виде целого комплекса машиностроительных и иных предприятий. Такой подход сейчас, как никогда, актуален, его нужно осовременить и не откладывая претворять задуманное в жизнь. Представляется, что сегодня наряду с машиностроением для наращивания экономической эффективности необходимо формировать сектор инновационной деятельности, исследований и разработок. В конечном счёте это позволит создать индустриальный пояс востока страны, подтянуть другие производства, сервис и социальную сферу.

Стратегия и тактика сырьевых компаний требуют грамотного и тонкого государственного регулирования. Предприятиям необходимо снижать производственные, транспортные, технологические и социальные издержки, минимизировать налоговые отчисления. На мой взгляд, в России должны использоваться специальные стимулы, которые принуждали бы сырьевиков ориентироваться не на быструю коммерческую отдачу, а на системный позитивный эффект от политики протекционизма и развития кооперационных связей.

Необходимо также преодолеть разрывы между секторами экономики и между регионами нашей страны. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда ресурсодобывающие компании закупают за рубежом современные технологии и оборудование, оставляя без заказов отечественное машиностроение; когда российские инновации не востребованы внутри нашей страны, а работают на развитие экономики других стран.

Центры экономического роста

Само пространство Сибири, Дальнего Востока и Арктики является важным ресурсом. Много говорится о транзитном потенциале макрорегиона, уже развёрнуты проекты модернизации и достраивания транспортной инфраструктуры. Но важно не просто строить дополнительные железные и автодороги, морские порты — важно перейти на новый технологический уровень в сфере транспорта и логистики. В частности, актуально применение технических решений, которые позволят резко ускорить перемещение грузов и пассажиров между крупнейшими городскими центрами макрорегиона. Это могут быть эстакадные скоростные железные дороги. Пример Китая показывает: строить их реально, такие дороги позволяют «сжать расстояния», придать новый импульс развитию территорий, которые до того считались периферийными.

В современном мире крупные городские агломерации и урбанизированные регионы являются центрами экономического роста и технологического развития, концентрируя в себе экономическую активность и человеческий капитал. Именно здесь наиболее высока плотность деятельности и коммуникаций, создана развитая производственная и социальная инфраструктура, достигается наиболее высокая отдача от инвестиций.

Всего в России может быть создано 5–6 крупных урбанизированных регионов с численностью населения по 10–30 миллионов человек, которые будут обеспечивать быстрый экономический рост.

Особая и очень важная тема — формирование таких регионов в южном поясе Сибири и Дальнего Востока. Здесь на базе крупных городов и нарождающихся городских агломераций могут быть созданы Южно-Сибирский урбанизированный регион (Омск, Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск, Красноярск) и Дальневосточный урбанизированный регион (Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре). В перспективе до 2050 года в Южно-Сибирском урбанизированном регионе могут проживать до 13 миллионов человек, в Дальневосточном — до 3,4 миллиона. Формирование таких крупных центров экономического развития позволит существенно усилить позиции России в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Средней Азии. Вполне возможно, именно урбанизированным регионам необходимо присваивать статус территорий опережающего развития.

Нужно подумать и о привлечении в Зауралье институтов экономического развития, обеспечивающих хороший инвестиционный климат. Это не только увеличило бы налогооблагаемую базу, но и создало бы новые конкурентоспособные рабочие места, социальные лифты для молодых специалистов, сделало бы регионы местом принятия важных решений. А главное, способствовало бы достижению стратегической цели: развитию макрорегиона Сибирь не как сырьевой колонии, а как форпоста России за Уралом, источника ее экономической мощи и геополитического могущества.

Масштаб и дерзость универсиады

17 марта 2017 года

Масштаб и дерзость универсиады

Всемирные студенческие игры в Красноярске призваны обеспечить плацдарм для ускоренного развития Сибири

Визит Владимира Путина в Красноярск в марте ознаменовался рядом значимых политических заявлений. Помимо тезиса о том, что государственная система антидопингового контроля дала сбой и нуждается в совершенствовании, глава государства затронул важную тему развития Красноярской агломерации. Если первое было адресовано мировой общественности и стало ответом на обвинения в лоббировании нечестной спортивной борьбы, то второе касалось федеральной экономической политики по отношению к самому восточному миллионнику страны.

Президента в сибирском городе ждали давно. Последний раз Владимир Путин посещал его четыре года назад. Тогда в аэропорту Емельяново прошло небольшое совещание с губернатором, на котором президент поддержал красноярцев, выступивших решительно против строительства ферросплавного завода в Красноярске.

Нынешний прилёт главы государства был важен с разных точек зрения. Во-первых, не мешало успокоить скептиков, считающих, что в условиях экономического кризиса Россия откажется от универсиады 2019 года. Во-вторых, надо было сверить часы подготовки к студенческим играм. До проведения соревнований остаётся всего ничего, и если возникнут сложности с введением спортивных объектов, то это ударит по имиджу страны.

Не обмануть бы ожидания

На совещании с участием федеральных министров и частных инвесторов Владимир Путин напомнил, что наследие Олимпиады в Сочи, универсиады в Казани преобразило эти города, позволило масштабно обновить не только спортивную, но и транспортную, туристическую, культурную, социальную городскую инфраструктуру. По его мнению, заслуживает нового облика и ресурсов развития Красноярск — крупнейший экономический центр Сибири.

— Хочу подчеркнуть, что кроме обязательной, расписанной по объектам, у универсиады есть и дополнительная, но не менее важная программа, — сказал Владимир Владимирович. — Жители Красноярска ждут не только современные спортивные объекты, но и новые дороги, больницы, жилые дома, используемые сначала для спортсменов, а затем и для граждан; новый аэропорт. Они справедливо надеются, что городская среда в целом станет более комфортной и безопасной. И, безусловно, ещё раз хочу подчеркнуть: такие ожидания не могут быть обманутыми.

Такой подход обнадёживает тех красноярцев, которые считают, что универсиада призвана придать новый импульс развитию огромного сибирского региона. Позицию депутатов краевого парламента не раз обозначал в публичном пространстве председатель Законодательного собрания Александр Усс. По итогам каждого серьёзного разговора о ходе подготовки к играм на сессиях Законодательного Собрания Александр Викторович напоминает, что зимние студенческие игры нужны краю не только для того, чтобы определить, кто быстрее пробежит дистанцию, но и для того, чтобы подтянуть уровень жизни сибиряков.

Мост в будущее

На упомянутом совещании президента был затронут вопрос об организации железнодорожной ветки от краевого центра до аэропорта Емельяново. В ходе обсуждения доклада министра транспорта РФ Максима Соколова упоминался опыт Сочи и Владивостока. Тогда было множество сомнений по поводу того, насколько такое сообщение будет эффективным с точки зрения загруженности. Но время показало, что подобного рода опасения напрасны: сегодня эти ветки работают на полную мощность и приносят отдачу. Владимир Путин поручил профильному министру тщательно проработать этот вопрос:

— Всё-таки Красноярск — это миллионный город, который находится в самом центре страны, в центре Сибири. Эта ветка всегда будет востребована. Когда будет инфраструктура, тогда и люди появятся.

Реализация такого проекта может дать в обозримом будущем разносторонний позитивный эффект. В этом убеждён Александр Усс — спикер краевого парламента, председатель совета директоров акционерного общества «ЭРА Групп», дочерним предприятием которого является международный аэропорт Емельяново. Ведь речь идёт не только о создании более комфортных условий, чтобы жители и гости города могли быстро добираться до Красноярска и обратно, но и о том, чтобы создать мультимодальный логистический центр на базе двух аэропортов — Емельяново и Черемшанка.

— Эта идея может стать мостом в будущее, самым важным для города проектом за последние 30 лет, — комментирует спикер. — Она существует давно. Лет десять назад немало говорилось о формировании пассажирского хаба в Красноярске, и уже тогда прорабатывался проект создания сухого порта.

Уникальное место

Сегодня над Красноярском «пролетает» порядка 4 млн тонн грузов, а логистический грузовой центр вполне может обрабатывать 2–2,5 млн тонн. Красноярск географически находится в уникальном месте. С одной стороны, здесь пролегают кроссполярные трассы из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. С другой стороны, транспортный хребет России — Транссиб. Кроме того, через Красноярск проходит федеральная автомобильная дорога.

Если новый проект будет реализован, Красноярск станет по существу столичным сибирским городом. Поэтому железнодорожная ветка — масштабный федеральный проект, который обеспечит толчок в развитии Сибири. Это и свободная экономическая зона с соответствующим льготным режимом для растаможивания грузов, и многое-многое другое.

— Сейчас мы об этом ещё не активно говорим, но масштаб и дерзость — отличительные черты красноярского управленческого стиля, — заявляет Александр Викторович. — Именно с этих позиций здесь создавалась индустриальная мощь нашими отцами и дедами. И именно этот подход предопределил проект красноярской универсиады. Поэтому сейчас наш долг — благодаря импульсу президента обеспечить старт этому серьёзному делу.

Синергия транспортного узла

Действительно, если посмотреть на все плюсы этого проекта, то становится очевидно, что его рентабельность может наступить гораздо раньше, чем это обычно бывает с запуском аэроэкспрессов. Специалисты говорят, что повышение транспортной доступности Емельяновского района, через который пройдёт железнодорожная ветка, обеспечит прирост и развитие ближайших населённых пунктов. Дополнение мультимодального логистического центра железнодорожным видом транспорта и новые мощности по обслуживанию грузов колоссально увеличат рост грузопотока Красноярского края в целом. Также появится возможность организовать сухой порт для накопления грузов, в том числе по программам северного завоза.

Немаловажно и то, что проект значительно разгрузит сам Красноярск, увеличит пропускную способность в пригородной зоне. Это улучшит транспортную схему и экологическую ситуацию в городе, что тоже весьма актуально. Кроме того, появятся свободные участки земли для возведения детских садов, школ и больниц, столь дефицитных после многолетней практики точечной застройки.

Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь учитываются и его интересы. Различные кафе, магазины, малоэтажное строительство дадут новые рабочие места и дополнительные поступления в краевой бюджет. К тому же решается задача по привлечению частных инвесторов в аэропорт Черемшанка, о чём заявлено в транспортной стратегии развития края до 2020 года.

Над механизмом реализации проекта еще предстоит подумать. На совещании с участием президента предлагалось продать 49 % акций аэропорта, находящихся в собственности края. Вряд ли такой вариант можно назвать безупречным. Лишать региональную власть возможности влиять на решения, принимаемые по важнейшему инфраструктурному объекту, всё равно что пилить сук, на котором сидишь. К тому же больше 2 млрд рублей за акции не выручить, а по предварительным расчётам, стоимость строительства железнодорожной ветки на порядок больше.

— Нужно искать другие источники финансирования, — считает Александр Усс. — При этом надо понимать, что многие эффекты от предложенного проекта сейчас ещё не видны. Уверен, что вокруг него появится много видов бизнеса, как транспортного, так и сервисного. Самое главное, что это станет плацдармом для ускоренного развития Сибири, о котором так много говорится. Создание здесь хорошей инфраструктуры — необходимая предпосылка для того, чтобы с позиции федеральных интересов активно развивать Зауралье.