Архив за    год

В сложные моменты сибиряки умеют объединяться

16 июля 2018 года

Люди юга

В сложные моменты сибиряки умеют объединяться

Красноярский край — один из немногих регионов-доноров, дающих федеральному бюджету солидные налоговые поступления. Осенью 2017 года здесь произошли серьезные кадровые перестановки. Временно исполняющим обязанности губернатора стал Александр Усс — политик, известный не только на федеральном, но и на международном уровне. А Законодательное собрание возглавил Дмитрий Свиридов, которого хорошо знают в Норильском промышленном районе (этот заполярный регион вносит весомый вклад в краевой бюджет).

В кабинете спикера краевого парламента совсем не ощущается помпезности — все обставлено добротно и по-деловому. А это многое говорит о характере человека. Не зря гласит пословица — встречают по одежке...

Наш разговор с Дмитрием Свиридовым сразу же прервал телефонный звонок. Спикер извинился и взял трубку. По выражению его лица и отдельным фразам можно было предположить, что речь идет о подготовке какого-то важного законопроекта и дело идет не так гладко, как хотелось бы. Не давая воли эмоциям, Дмитрий Викторович спокойно и рассудительно давал необходимые поручения. После этого наконец началось наше интервью.

— Вас избрали спикером на сложном и ответственном этапе развития края. Подготовка к Всемирной зимней универсиаде 2019 года в Красноярске вступила в решающую стадию, оттачивается стратегия развития региона, проходит череда выборов...

— Задач действительно много, но главный ориентир у нас один — улучшение качества жизни в Красноярском крае, повышение благосостояния населения. На это нацелено буквально все — и региональная стратегия, которую мы рассчитываем утвердить в этом году, и подготовка к студенческим играм, да и сама законотворческая деятельность нашего парламента.

— До вас региональным парламентом почти 20 лет руководил Александр Усс. После его назначения на должность врио губернатора как складываются ваши отношения?

— С главой региона у нас выстроен конструктивный диалог, и мы будем развивать наше взаимодействие. Разумеется, это не является некой установкой, которая раз и навсегда исключает всякие споры. Главное, что мы общаемся в деловом, партнерском ключе, с полным уважением к мнению друг друга. Говорим на одном языке и понимаем, что должны сделать для того, чтобы усилить позиции края. Хорошее сотрудничество с исполнительной властью стало серьезным подспорьем в важнейших вопросах, касающихся развития экономики края и его социальной сферы.

Скажу откровенно: с избранием на пост председателя Законодательного собрания для меня начался очень важный и ответственный этап жизни, который требует большой концентрации и самоотдачи, поскольку планка, которую задал Александр Викторович, очень и очень высока. Впервые за 20 лет у штурвала края встал коренной красноярец, и с этим, безусловно, связаны новые надежды на лучшее. Он детально знает проблемы края, имеет колоссальный опыт парламентской работы. Рабочие встречи депутатов с главой региона стали регулярными и очень полезными. У исполнительной власти и Законодательного собрания появилась уникальная возможность совместно вырабатывать глубоко выверенные, солидарные решения, призванные качественно изменить жизнь наших земляков.

— До избрания спикером вы возглавляли бюджетный комитет Законодательного собрания. В чем видите приоритеты экономической политики?

— На сочинском и красноярском форумах, в которых мне довелось принимать участие, речь шла о локомотивах роста, призванных оживить экономическую активность в масштабах всей страны. Одним из таких «прорывных» регионов может и должен стать Красноярский край. У нас для этого есть практически все — огромные сырьевые запасы, высокий научный и производственный потенциал. Нужно наращивать усилия по созданию необходимой инфраструктуры и предусмотреть хорошие условия для привлечения инвестиций, взаимодействия всех сфер бизнеса, оптимизации экономической жизни. Все это в итоге должно вести нас к главной цели — росту благосостояния жителей края.

В рамках концепции пространственного развития России важная роль отводится межрегиональному сотрудничеству, интеграции субъектов РФ для решения общеэкономических задач. Ярким тому примером является идея, которую высказал врио губернатора Александр Усс, о создании такого мощного экономического объединения, как «Енисейская Сибирь», когда три соседних региона — Красноярский край, Хакасия и Тыва — смогут объединить свои усилия для развития экономики.

— Эта амбициозная идея стала лейтмотивом прошедшего в апреле XV Красноярского экономического форума.

— Совершенно верно. «Енисейская Сибирь» — это большой проект, который подразумевает объединение усилий трех регионов для раскрытия их экономического потенциала. Он имеет абсолютно четкие перспективы и на самом деле выходит за пределы Красноярского края, Хакасии и Тывы, поскольку задает тон другим субъектам Федерации.

В нашем регионе принимаемые решения затронут все территории, начиная от северных и заканчивая южными. В частности, в Норильском промышленном районе произойдет модернизация обогатительной фабрики, увеличится мощность рудника «Заполярный», работу дополнительно получат почти 1900 человек. Все это отразится на налоговых поступлениях: по предварительным данным, краевой бюджет получит порядка 30 млрд доходов за 10 лет. Это серьезные показатели, особенно если учесть сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию.

Благодаря намеченному строительству моста через Енисей в поселке Высокогорский возникнут новые перспективы у золотодобывающей компании, будут привлечены трудовые ресурсы, появится единая транспортная сеть для освоения Нижнего Приангарья, а доходы региональной казны прирастут за 10 лет на 15 млрд рублей.

Эффект мы ожидаем и от «Технологической долины». Наши добывающие предприятия понимают, что нужно переходить к глубокой переработке, которая даст продукцию с высокой добавленной стоимостью — конструкции, диски, профили, модули и прочее. Это тоже мощный проект и в плане занятости, и в плане налоговых поступлений. В сфере сельского хозяйства заслуживает внимания создание агропромышленного парка «Сибирь», который начнет переработку зерна.

Со своей стороны депутаты Законодательного собрания готовы оказать всемерную поддержку реализации крупнейшего проекта «Енисейская Сибирь», который за счет синергического эффекта двинет вперед экономику трех регионов Сибири, а значит, и России в целом.

— Развитие производств влечет нагрузку на окружающую среду. В ходе оглашения послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин отметил, что в Красноярске экологическая ситуация, мягко говоря, не лучшая.

— В феврале этого года глава государства приезжал в Красноярск, чтобы проинспектировать подготовку к универсиаде, и как раз экологической тематике было уделено особое внимание. Действительно, выбросы в атмосферу занимают едва ли не первое место в красноярской повестке. Спекулировать на этой теме не стоит, но и отмахиваться от нее ни в коем случае нельзя: все-таки столица края стабильно входит в десятку наиболее загрязненных городов России.

Тут все в комплексе — и крупные промышленные предприятия в черте города (алюминиевый завод и несколько ТЭЦ), и большое количество личного автотранспорта, и чадящие асфальтовые заводики, и частный сектор с угольными печами, и плотная застройка с высотками, мешающая «продуваемости» города. Добавьте сюда географическое положение Красноярска, значительная часть которого расположена в низине между отрогами, и не замерзающий зимой Енисей с испарениями, задерживающими частицы выбросов, — и вы поймете, почему в столице края так часто объявляется режим неблагоприятных метеоусловий (в народе — «черное небо»).

Эта многогранная проблема соответственно требует комплексного решения. Средства нужны весьма внушительные, и очевидно, что региональными вложениями тут не обойтись. Только газификация края стоит десятки миллиардов рублей. Примерно столько же — строительство метро в Красноярске (в 90-е годы его начинали прокладывать, но потом от проекта пришлось отказаться по финансовым соображениям). Недешев и перевод автотранспорта на газомоторное топливо. Но президент, выразив краю поддержку, поставил и экологические задачи, что было позитивно воспринято красноярцами. Значит, надо эти задачи решать, прилагая максимум усилий всех уровней и ветвей власти.

— Что намерены предпринять депутаты?

— В Законодательном собрании края теме экологии уделяется особое внимание. Подготовлены проекты законов об охране атмосферного воздуха, о сохранении зеленого фонда городов и поселков, о создании зеленых поясов вокруг населенных пунктов. В комитете по экологии и природным ресурсам Законодательного Собрания создан экспертный совет, куда вошли ученые, представители общественности. Обсуждение злободневных вопросов проходит в тесном диалоге всех заинтересованных сторон, их уровень влияния на процесс законотворчества весьма высок. Экологическое благополучие — одна из важнейших составляющих качества жизни, и депутаты это отчетливо осознают.

В то же время нужно понимать, что рубить с плеча здесь нельзя. Закрытие заводов и ТЭЦ, которые были построены еще в советские годы и являются основными загрязнителями, для тысяч наших земляков означало бы потерю работы, а бюджет серьезно пострадал бы из-за недополученных доходов. Тут необходимы меры стимулирующего характера, чтобы собственники внедряли передовые технологии, снижающие нагрузку на окружающую среду. И надо сказать, движение в этом направлении есть.

К Экологической хартии Красноярского края, подписанной в прошлом году, присоединились практически все крупные товаропроизводители и промышленники нашего региона. Она на сегодняшний день дает приличные результаты: инвестиции, связанные с улучшением экологических показателей крупных промышленных предприятий, воодушевляют. В целом это сотни миллиардов рублей. Конечно, мы понимаем, что работа в этой сфере займет какое-то время. Проекты, как правило, достаточно сложны в реализации, они высокотехнологичны. Наша задача — создать все условия для того, чтобы они были реализованы.

Кроме того, вскоре должна появиться программа, в работе над которой законодатели также принимают участие. Она, по сути, будет включать в себя комплексный план, дорожную карту улучшения экологической ситуации на нашей территории. Практически все, что будет реализовываться в крае, пройдет экологическую экспертизу.

Если же говорить о появлении новых производств, то у краевой власти однозначные и законодательно подкрепленные требования на этот счет — они должны соответствовать современным экологическим требованиям. Запрет строительства завода ферросплавов под Красноярском несколько лет назад продемонстрировал решимость в этом вопросе.

— Какие еще горячие темы переводит в законодательную плоскость краевой парламент?

— Мы тщательно проработали и приняли два закона, посвященных решению проблемы обманутых дольщиков. Один из них предусматривает новые меры социальной поддержки. В 2018 году на эти цели заложено 50 миллионов рублей, в 2019-м — еще 100 млн Одинокие граждане, которые действительно нуждаются в крове, смогут получать компенсацию за аренду жилья — до 10 тысяч рублей в месяц, а семья — до 15 тысяч рублей.

Другой закон призван определить судьбу долгостроев. В нем речь идет о выделении земли без торгов тем инвесторам, которые будут вкладывать свои деньги и достраивать дома незавершенного строительства. Там есть два условия. Первое: не менее 10% квартир инвестор должен отдать обманутым дольщикам. Второе альтернативное условие: инвестор обязуется вложить в проект не менее 50 миллионов рублей. Полагаю, на этом мы не остановимся и будем дальше думать, что еще можно сделать для пострадавших участников долевого строительства.

С начала года мы приняли и другие интересные законы, например о ежемесячных выплатах при рождении первого ребенка и последующих детей; о подъемных в полмиллиона рублей для фельдшеров, работающих на селе; о льготах по тарифам на тепловую энергию, которую получают электрокотельные. Ну и, конечно, провели корректировку бюджета.

— Кстати сказать, тогда депутатам пришлось увеличить дефицит краевой казны. Насколько это опасно для региона?

— Дефицит соответствует параметрам, которые предусмотрены Бюджетным кодексом РФ и нашими соглашениями с Минфином, так что тут ничего страшного быть не должно. Что касается госдолга, то он у края ниже обозначенного уровня, хотя в абсолютных цифрах смотрится более солидно, чем хотелось бы. Сейчас активно ведутся переговоры с Москвой относительно финансовой помощи краю в связи с подготовкой к зимней универсиаде. Надеюсь, что Федерация окажет поддержку, и в 2019—2020 годах мы выйдем на те параметры дефицита краевого бюджета, которые ставим для себя как целевые.

— Давайте подробнее об универсиаде. Все ли работы будут выполнены в срок? Насколько внимательно депутаты контролируют строительство объектов студенческих игр?

— В краевом парламенте создана специальная комиссия по подготовке к универсиаде, куда входит треть депутатского корпуса. Коллеги спрашивают за отставания по срокам возведения объектов, ставят перед дирекцией универсиады и органами исполнительной власти острые вопросы. Очень активно в этом направлении работает комитет по образованию, культуре и спорту. Так что мы уделяем подготовке к универсиаде огромное внимание, эта тема проходит через всю законотворческую деятельность парламента, поскольку затрагивает самые разные сферы.

Например, весной довелось побывать на одном из инфраструктурных объектов игр — в краевой клинической больнице. Это учреждение — настоящий медицинский город, имеющий базовое значение для региона. Профессионализм персонала впечатляет. Люди осваивают современные медицинские технологии, в том числе удаленную постановку диагнозов, а это серьезная помощь районам края, испытывающим нехватку узких специалистов.

После визита президента России нам важно было проконтролировать, что хирургический корпус больницы строится в соответствии с графиком. Финансирование ведется в полном объеме. Есть небольшие вопросы, но они решаемы. Самое главное, весь массив работ осуществляется с учетом пожеланий края, которые прозвучали в ходе встречи с президентом. Закупка оборудования примерно на 2 млрд рублей выведет нашу хирургию на качественно новый уровень. Это позволит Красноярску достойно выглядеть при проведении универсиады, но самое главное — это наследие впоследствии будет служить жителям края, даст возможность сохранять здоровье и получать качественные медицинские услуги.

— Вопрос использования спортивных объектов всегда актуален. По этому поводу было много дискуссий как после Олимпиады в Сочи, так и после универсиады в Казани.

— Депутаты краевого парламента начали поднимать тему наследия универсиады еще тогда, когда все планы были только на бумаге. Все объекты, которые будут задействованы во время соревнований, можно условно разделить на спортивные и обеспечивающие. Если говорить о первых, то они в дальнейшем будут использоваться как для тренировок профессиональных и детско-юношеских команд, так и для развития массового спорта. То есть практически все желающие смогут покататься на лыжах, коньках, сноуборде в современных спорткомплексах.

Что касается инфраструктурных сооружений, то, к примеру, деревня универсиады останется у студентов Сибирского федерального университета, и это решит проблему с общежитиями и вспомогательными помещениями. Ну а медицинскими объектами, понятное дело, будут пользоваться все.

— Как вы оцениваете социально-экономическое развитие края в целом? Красноярцы стали жить хуже или лучше в сравнении с прошлым годом?

— Если взглянуть на ту же корректировку бюджета, то мы видим, что для края ситуация выглядит позитивно. Доходы казны увеличиваются, и не только за счет дополнительных средств, поступивших от Федерации. На мировых биржах с начала года наблюдался рост цен на цветные металлы, все это благотворно сказалось на наполнении нашего бюджета. Конечно, сложно делать прогноз в условиях быстроменяющегося мира, когда страна живет под гнетом экономических санкций и постоянно ведутся разговоры об их усилении. Тем не менее мы последовательно наращиваем налоговую базу, продолжаем строительство социальных объектов, реализуем общественно значимые инициативы, и все это отражается на качестве жизни красноярцев.

— Но не сырьем же единым жив обширный сибирский регион? Какие резервы экономики вы могли бы назвать?

— Хотел бы сделать акцент на том, что в крае огромный потенциал заложен в предприятиях малого и среднего бизнеса. К сожалению, условия, в которых сегодня работают эти предприятия, достаточно жесткие. Мы понимаем: то, что происходит с экономикой, в том числе и внешнее влияние, приводит к тому, что жизнь предпринимателей становится все более сложной.

В этом и состоит задача законодателей и наших коллег из исполнительной власти — оценить условия для этой категории предпринимателей. Это и патенты, и упрощенная система налогообложения. Надо посмотреть, что мы можем сделать в этом направлении. Конечно, в Красноярском крае экономика страхуется крупными налогоплательщиками, большими предприятиями. И в этом смысле, даже идя на какие-то революционные решения, мы все-таки подстрахованы, в отличие от многих других регионов Российской Федерации.

Но потихоньку нужно уходить от этой парадигмы, поскольку мировой опыт, связанный с экономическими проблемами, говорит о том, что экономики, в том числе больших развитых стран, выходили из кризисов как раз на плечах этой категории деловых людей. Мне кажется, у нас есть все возможности создать такие условия, чтобы малый и средний бизнес в Красноярском крае имел самую комфортную инвестиционную среду и самый благоприятный инвестиционный климат. Тогда мы дадим жизнь не только малым предприятиям в крае, но и привлечем инвесторов, может быть, и зарубежных. Тем более что мы видим, какой интерес сегодня проявляется к экономике Сибири. Стоит сказать, что участниками красноярского форума стали более 30 стран. Было много представителей азиатских государств, на которые сейчас в первую очередь должен быть направлен экономический вектор нашего внимания.

Безусловно, санкционный пресс может скорректировать планы развития региона, придется еще более ответственно подходить к расходованию бюджетных средств. Тем не менее оптимизма у Красноярского края на сегодняшний день достаточно. Сибиряки умеют объединяться в сложные моменты, наша история это доказывала множество раз.

— Спасибо за откровенное интервью.

Михаил Андреев

Самый ценный капитал — человеческий

11 июля 2018 года

Красноярский рабочий

Самый ценный капитал — человеческий

Интервью с председателем Законодательного Собрания края Дмитрием Свиридовым по итогам парламентского сезона 2017—2018 года

Беспрецедентное внимание

— Дмитрий Викторович, какими событиями вам запомнился этот парламентский год, ставший для вас первым в должности председателя Законодательного Собрания?

— Безусловно, на первое место я бы поставил февральский рабочий визит в Красноярск Президента России Владимира Путина. По его итогам Правительству РФ был дан целый комплекс поручений, касающихся экологического оздоровления Красноярска, проекта «Енисейская Сибирь», строительства метро, возрождения малой авиации, благоустройства краевой столицы в свете подготовки к Универсиаде. Глава государства дал понять, что Федерация заинтересована в развитии нашего региона и будет оказывать ему поддержку в решении самых разных проблем. Неслучайно Красноярск несколько раз упоминался в президентском послании Федеральному Собранию, которое задает стратегический вектор работе законодательной и исполнительной власти страны. Думаю, не ошибусь, если скажу, что такое внимание краю беспрецедентно по своему масштабу, и это, вне всяких сомнений, позитивно скажется на благополучии жителей региона.

В числе других важных событий назову Красноярский экономический форум, где обсуждались как федеральные темы (в частности, реализация положений послания президента), так и приоритетные проекты развития регионов, в первую очередь «Енисейская Сибирь». Инициатива по созданию экономического союза Красноярского края, Хакасии и Тывы была доброжелательно воспринята в Правительстве РФ, поскольку это объединение сулит мощнейший социально-экономический эффект. Надо отдать должное врио губернатора Александру Уссу, который первый выступил с этой идеей. Проект, что называется, «выстрелил», и теперь дело за его реализацией.

Немаловажным считаю и то, что в рамках КЭФ прошел Северный форум, где обсуждалось формирование Таймыро-Туруханской опорной зоны. Для нас это еще один шанс раскрыть потенциал края. Ни для кого не секрет, что существенная доля российского экспорта приходится на северные регионы. В совокупности они дают 11% ВВП страны. Но, к сожалению, инфраструктура, которая могла бы обеспечить там полноценную деятельность предприятий, еще не создана. В Красноярском крае около сотни лицензионных участков для разработки недр, что может дать новые рабочие места и прирост по доходам в бюджеты всех уровней. Наша задача заключается в том, чтобы открыть дорогу бизнесу, и мы этим будем заниматься со всей серьезностью.

Из знаковых событий иного плана я бы выделил еще одно, которое не связано с политикой и экономикой, но дало мощный эмоциональный заряд многим красноярцам. Наш футбольный «Енисей» впервые за всю историю завоевал путевку в премьер-лигу, где будет играть с такими именитыми клубами, как «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», «Зенит». Если проводить аналогии с чемпионатом мира, где сборная России устроила праздник болельщикам, выйдя в плей-офф, то можно сказать, что команда «Енисея» сотворила свое, красноярское чудо, и мы можем этим по праву гордиться.

На финишной прямой

— Раз уж пошла речь о спорте, давайте поговорим об Универсиаде. Есть ли сейчас опасения, что не успеем подготовиться к играм? Времени-то осталось всего ничего.

— Здесь у нас всё под контролем. Напомню, что в Законодательном Собрании в этом направлении активно работают профильная комиссия и комитет по образованию, культуре и спорту, которые «мониторят» этот процесс практически в ежедневном режиме. Не всегда дискуссии с представителями исполнительной власти, курирующими эту сферу, проходят в благостных тонах. Иногда мои коллеги могут учинить жесткий спрос и потребовать конкретных действий. И это понятно: на кону имидж Красноярского края и всей страны.

Конечно, как и в любом большом деле, здесь не обходится без шероховатостей, но в целом могу сказать, что степень готовности к Универсиаде достаточно высока. В течение года депутаты не раз выезжали на строительные площадки, инспектировали ход возведения объектов, общались с руководителями подрядных организаций. Практически везде сроки выдерживаются, работы ведутся качественно, местами с опережением графика. Самые сложные, связанные с большими объемами, базовые строительные задачи по большей части решены. Можно констатировать, что мы выходим на финишную прямую, и сейчас осталось «подчистить хвосты».

Многое еще предстоит сделать в плане благоустройства Красноярска. И сегодня вы видите, какой объем работ ведется на улицах краевого центра — ремонтируются дороги, устанавливаются новые опоры освещения, укладывается брусчатка, красятся фасады... Надеюсь, что к марту следующего года Красноярск по-настоящему преобразится, приобретет черты «столичности». Со своей стороны депутаты готовы способствовать позитивным переменам. Если помните, первая весенняя корректировка краевого бюджета как раз была посвящена в первую очередь улучшению внешнего облика Красноярска.

Разумный баланс

— А бюджет выдержит дополнительные испытания? Ведь уже сейчас у края госдолг порядка 100 млрд рублей.

— Во-первых, та корректировка была обусловлена выделением федерального межбюджетного трансферта, что не подразумевает дополнительной финансовой нагрузки на наш регион. Во-вторых, мы соблюдаем все ограничения, которые предписаны законодательством РФ. Если говорить по существу, то десятки миллиардов рублей тратятся не на «проедание», а на развитие. Разве кто-нибудь против того, что благодаря Универсиаде в краевой больнице и в БСМП появятся новые корпуса, которые улучшат оказание медицинской помощи для всех жителей региона?

Возведение такого рода объектов укладывается в решение главнейшей задачи по повышению качества жизни населения, а это именно то, что мы заложили в основу стратегии социально-экономического развития края до 2030 года. Строятся детские сады и школы, появляются новые спортивные объекты — все эти огромные вложения в инфраструктуру позволяют наращивать человеческий капитал, без которого невозможно движение вперед. Если бы край брал кредиты только на исполнение прямых обязательств, тогда можно было бы заподозрить: что-то не так с экономикой и финансами. Но у нас, по счастью, иная ситуация.

Недавно Законодательное Собрание провело публичные слушания, где обсуждались финансовые итоги минувшего года. И там, в частности, говорилось о том, что эффективность краевой бюджетной политики подтверждается заключениями независимых экспертов. Так, в 2017 году международные агентства Moody’s и Fitch подтвердили стабильные рейтинги Красноярского края, а агентство Standard & Poor’s повысило рейтинг на одну ступень со стабильным прогнозом. Поэтому считаю, что брать деньги в долг можно и нужно, если это необходимо для развития. Единственное, на что нужно обращать внимание, — сохранение разумного финансового баланса. На мой взгляд, сегодня с этим в крае все в порядке.

— Но вторая корректировка была посвящена не расходам на развитие, а повышению зарплаты бюджетников до нового уровня МРОТ.

— Во-первых, рост достатка людей способствует накоплению самого ценного — человеческого капитала, о котором мы уже говорили. Во-вторых, есть решение Конституционного суда, которое надо исполнять. А суд установил, что в минимальный размер оплаты труда не могут включаться районные надбавки и северный коэффициент, они должны идти плюсом. Поскольку с 1 мая по всей России МРОТ был установлен на уровне 11 163 рублей, то получилось, что в крае с учетом коэффициентов он равен 17 861. И это только по центральным и южным районам — в северных этот показатель еще больше. Край является крупнейшим работодателем, обеспечивает занятость десятков тысяч человек, поэтому перед нами встала непростая задача по финансовому обеспечению этого решения. Федерация пошла навстречу регионам и оказала им поддержку. Нашему краю предоставлено 2,9 млрд рублей из федерального бюджета, которые и были учтены в корректировке бюджета.

Другое дело, что мы столкнулись с проблемой диспропорции в оплате труда низкооплачиваемых бюджетников и ряда должностей муниципальной службы. Например, в некоторых районах специалист первой категории получает на руки 16 тысяч рублей, а есть заработки и по 11 тысяч, то есть меньше, чем МРОТ. Если с 1 сентября этого года технички, кочегары и другие неквалифицированные работники будут получать около 18 тысяч, то удержать муниципального служащего на прежнем месте будет очень сложно. Поэтому мы приняли решение повысить оплату их труда на 20%, чтобы снять остроту проблемы. Хочу подчеркнуть, что дополнительных средств на это в 2018 году не предусмотрено — увеличение денежного содержания произойдет в рамках утвержденных бюджетных ассигнований.

Кадры решают всё

— Особенно актуальна проблема кадров для медицинской сферы в сельской местности. Как депутаты намерены ее решать?

— У нас разработан целый комплекс мер в этом направлении. Принят закон, по которому врачи, пожелавшие переехать в глубинку, смогут получить миллион рублей подъемных. Для фельдшеров эта сумма равна 500 тысячам рублей. Чтобы получить выплаты, необходимо заключить договор с министерством здравоохранения края, предусматривающий обязанность работать в определенном населенном пункте пять лет. Если договор расторгается, деньги придется вернуть.

Откровенно говоря, проблемы с высококвалифицированными специалистами у нас есть не только в селах, но и в городах. В свое время в рамках масштабной модернизации здравоохранения было приобретено немало дорогостоящего оборудования, но в ряде медучреждений кадры были не готовы с ним обращаться.

Чтобы решить проблему, мы приняли закон «О единовременных выплатах медицинским работникам на стажировки за рубежом», который позволит направлять за границу до сорока высококвалифицированных медицинских работников в год. Выплата будет включать в себя затраты на оплату проезда к месту стажировки, проживание, суточные, оформление визы, обучение иностранному языку или оплату услуг переводчика, стоимость самой стажировки. Расходы региональной казны в 2018 году составят 20 миллионов рублей.

Стимул для бизнеса

— В последние годы много говорится о поддержке малого и среднего бизнеса, который обеспечивает как поступления в бюджет, так и занятость населения. Но ситуация к лучшему, похоже, не меняется...

— Не разделяю вашего пессимизма. Конечно, в этом направлении еще работать и работать, но значимые подвижки есть уже сейчас. Возьмем хотя бы июльское заседание сессии. На нем мы рассмотрели в двух чтениях новеллы в краевом законе о патентной системе налогообложения. Стоимость патента для индивидуальных предпринимателей по 40 из 63 видов деятельности уменьшится в три раза. Согласитесь, это неплохой стимул для парикмахерских, фотоателье, тех, кто оказывает услуги по уборке помещений или перевозке грузов, присматривает за детьми и больными, занимается репетиторством, производит хлеб или молочную продукцию. Это нововведение способствует легализации бизнеса, оформлению нормальных трудовых отношений.

Также мы обсудили два законопроекта, вводящие льготные налоговые режимы для резидентов территории опережающего социально-экономического развития в Железногорске. Предлагается освободить их от налога на имущество организаций, а также ввести пониженную ставку по налогу на прибыль. Цель понятна — повысить инвестиционную привлекательность города, создать новые рабочие места и условия для развития высокотехнологичных производств. За 10 лет выпадающие доходы бюджета составят 1,7 млрд рублей. Зато бюджетный эффект этой преференции оценивается в 2,8 млрд.

Кардинальные изменения

— Красноярцы считают, что на состояние здоровья в первую очередь оказывает влияние неблагополучная экологическая ситуация. Что сделано в этой сфере?

— Проблема экологии постоянно находится в повестке Законодательного Собрания. Она включает в себя широкий круг вопросов: состояние атмосферного воздуха в Красноярске, сохранение и рачительное отношение к нашим лесным и водным запасам, переработка отходов и мусора.

В июне мы заслушали представителей надзорных служб и исполнительной власти, чтобы понять, в какой стадии находится разработка плана по улучшению обстановки и какова экологическая ситуация в крае в целом. Выяснилось следующее. Несмотря на то, что край по ряду факторов антропогенного воздействия находится в числе лидеров среди субъектов Сибирского федерального округа, на протяжении последних пяти лет наблюдается положительная динамика: сокращаются выбросы загрязняющих веществ, сброс сточных вод.

Можно долго и нудно говорить о статистических данных, но когда микрорайоны накрывает густой смог, людям до этой информации нет никакого дела. Наша задача — сделать так, чтобы произошли кардинальные изменения, которые будут видны всем. Для этого в крае создана система мониторинга окружающей среды, из бюджета выделяются средства на ее развитие. Мы взаимодействуем с собственниками крупных промышленных предприятий, которые влияют на экологию, с ними заключен ряд соглашений.

Кроме того, идет постоянное совершенствование законодательства в этой сфере. Только в этом году в Законодательное Собрание внесено несколько законопроектов, направленных на улучшение экологической ситуации. К примеру, мы рассмотрели документ, который закладывает в крае основы регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами, обсудили вопрос о создании лесопаркового зеленого пояса Красноярска.

Ситуация в столице края — на особом контроле. Часть мер прорабатывается уже сейчас. Это закрытие малых котельных, нефтебазы «Красноярскнефтепродукта» на берегу Енисея, штрафы предприятиям, нарушающим режим снижения выбросов в дни неблагоприятных метеоусловий. Но этого недостаточно.

Президент Владимир Путин дал поручение председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву разработать и утвердить комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки в Красноярске. Предложения в этот план неоднократно рассматривались в профильном комитете краевого парламента, прошли обсуждение в созданном при нем экспертном совете, куда входят ученые и представители общественности. Реализация этого плана должна привести к существенному снижению выбросов от транспорта, промышленных и теплоэнергетических предприятий, частного сектора. Значительная часть средств будет выделена краю из федерального бюджета, счет идет на многие миллиарды рублей.

Сейчас говорится и о разработке краевой программы по улучшению экологической ситуации в Красноярске. Мы намерены и дальше совершенствовать законодательство в этой сфере, следить за эффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

— Еще одна тема, которая долгое время будоражит красноярцев, — обманутые дольщики. Можно ли сказать, что проблема решена?

— Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать поэтапный план замены долевого строительства на проектное финансирование. Такие меры помогут избежать возникновения острых ситуаций в будущем и пресечь попытки сомнительных строительных организаций подзаработать на доверчивых гражданах. Что касается людей, которые уже пострадали от недобросовестных застройщиков, то на региональном уровне приняты два закона, направленных на поддержку обманутых дольщиков. Во-первых, мы предоставили социальные выплаты, возмещающие расходы на аренду жилья тем, кто реально в нем нуждается. Во-вторых, разработали меры по достройке домов. Строительные организации, которые изъявят желание достроить проблемный дом или выделят помещения для пострадавших граждан в уже готовом, смогут получать землю под застройку без торгов. Считаю, что такие меры достаточно эффективны. В то же время мы не снимаем тему с повестки дня и будем держать руку на пульсе событий.

Новая поддержка

— Названия документов, которые выносятся на сессию, по большей части начинаются со слов «о внесении изменений в Закон края». А есть ли законопроекты с новыми названиями?

— Их не так много, поскольку региональное правовое поле уже «засеяно» и большая часть законотворческой деятельности связана с совершенствованием имеющейся базы. К тому же надо учесть, что многие новеллы оформляются в виде внесения изменений в действующие законы, как это было сделано, скажем, в части поддержки народных художественных ремесел. В рамках краевого закона о культуре мы предусмотрели субсидии на эти цели.

Тем не менее за прошедший сезон депутаты приняли около 30 новых краевых законов. О некоторых из них мы уже говорили — это регулирование отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, выплаты фельдшерам на селе и медработникам на стажировки за рубежом. Упомяну еще о единовременном денежном поощрении победителям и призерам национальных и международных чемпионатов по профессиональному мастерству, а также их наставникам. Кроме того, приняты новые законы о развитии казачества на территории Красноярья, об Общественной палате и Гражданской ассамблее края.

Благодатная почва

— Законодательное Собрание всегда отличало трепетное отношение к развитию сельского хозяйства. Изменились ли формы господдержки АПК?

— Все народные избранники понимают: агропромышленный комплекс — это важнейший сектор, который вносит большой вклад в развитие экономики, обеспечение занятости людей. Тем более сейчас для этого создана благодатная почва (напомню, что все еще действуют ограничения на ввоз продукции сельского хозяйства из-за рубежа). Базовым у нас был и остается Закон «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». В документ включен раздел, содержащий мероприятия по господдержке пищевой и перерабатывающей промышленности. Вокруг этой темы было сломано немало копий, депутаты неоднократно заявляли, что вывоз сырья неэффективен, необходимо заняться его переработкой в крае, чтобы реализовывать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Также в законе особое внимание уделено направлениям, стимулирующим развитие малых форм хозяйствования и позволяющим создавать новые крестьянские хозяйства. Это те точки роста, из которых появляются средние, а затем и крупные предприятия. Что касается других положений обновленного документа, то они связаны с оптимизацией условий предоставления господдержки, повышением ее эффективности, учетом сроков реализации и окупаемости инвестиционных проектов, согласованностью мероприятий со стратегией развития агропромышленного комплекса края до 2030 года.

Весомые плоды

— История Законодательного Собрания говорит о том, что парламентский контроль приносит весомые плоды. Что проверяли депутаты в этом сезоне?

— Мы с вами уже поговорили об объектах Универсиады. Помимо этого члены профильного комитета побывали в Железногорске, где проинспектировали работу промышленного парка. Выводы, которые сделали депутаты в ходе выездного заседания, оказались неутешительными. Не в полной мере приспособленные помещения, совсем мало резидентов... Мы выразили органам исполнительной власти свою озабоченность ситуацией и надеемся, что она изменится после организации на базе промпарка территории опережающего социально-экономического развития. Этот вопрос будем держать на контроле.

Депутаты также выезжали в Уярский район, где обсуждались перспективы дорожной отрасли и оценивались результаты акционирования сети государственных профильных предприятий. Понятно, что эта сфера испытывает недостаток финансирования, и нам предстоит подумать, как увеличить норматив на содержание и обслуживание дорог. Если этого не сделать, транспортные артерии скоро придут в негодность, а их восстановление станет в копеечку.

В Березовском районе мы проанализировали организацию социального обслуживания населения на дому. Сейчас общий тренд — привлечение в эту сферу некоммерческих организаций в рамках государственно-частного партнерства. Об этом регулярно говорится на федеральном уровне, и наша задача — включиться в важную социальную работу.

Также были проведены выездные заседания, посвященные подготовке кадров, благоустройству, безопасности отдыхающих на водоемах и другим темам.

Если говорить о парламентском контроле в целом, нельзя не упомянуть, что верным помощником в этом деле нам служит Счетная палата, аудиторы которой регулярно выступают на заседаниях комитетов. Кроме того, мы на сессии с большим вниманием заслушали содержательный доклад врио губернатора, задавали вопросы членам правительства в ходе их отчетов, оценили, как складывалась ситуация с соблюдением прав граждан, отраженная в докладах уполномоченных. Информацию о деятельности госпредприятий представляли руководители «Красноярскнефтепродукта» и «Красцветмета».

В целом можно сказать, что депутатский корпус находится в хорошем тонусе. Надеюсь, в таком же ключе наша совместная работа продолжится и в дальнейшем.

Михаил Андреев

Нужно смотреть на несколько шагов вперёд

5 июня 2018 года

Парламентская газета

Нужно смотреть на несколько шагов вперёд

Как оживить экономическую жизнь в регионах России

В конце мая в Санкт-Петербурге прошёл XXII Международный экономический форум. Мероприятие собрало более 17 тысяч человек из 143 стран, подписано 550 соглашений на 2,4 трлн рублей. Участие в масштабной деловой встрече президентов России и Франции придало ей особую значимость. Председатель Законодательного собрания Красноярского края Дмитрий Свиридов в составе представительной делегации от сибирского региона принял участие в панельных дискуссиях и круглых столах, посвящённых ключевым вопросам социально-экономического развития России.

— Дмитрий Викторович, чем запомнился очередной питерский форум?

— Комплексным подходом. Применительно к нашей стране обсуждались как глобальные темы — налоговая система, бюджетная политика, так и прикладные вещи, связанные с повышением эффективности экономики и инвестиционной привлекательности России. Предметом рассмотрения стали государственная политика в области подготовки кадров, реформа управления, система образования и науки... И всё это обсуждалось в комплексе во имя главной цели — обеспечения прорывного развития нашей страны. В ходе пленарного заседания Владимир Владимирович Путин ещё раз подчеркнул, что приоритеты для власти — это повышение благосостояния граждан, увеличение продолжительности жизни (к 2030 году этот показатель в России должен превысить 80 лет). Глава государства поставил чёткую задачу: необходимо сконцентрироваться, найти внутренние резервы, напрячь волю и, невзирая на санкционное давление, совершить экономический скачок. От этого зависит благополучие не только ныне живущих, но и будущих поколений.

— На ваш взгляд, прозвучало ли на форуме что-то новое с точки зрения бюджетной политики? Могут ли российские регионы рассчитывать на большее наполнение бюджетов?

— Эта тематика активно обсуждалась на одной из пленарных сессий под названием «Влияние бюджетной и налоговой политики на экономическую ситуацию». Представители правительства РФ и федеральных структур говорили о том, что, по сути, любому бизнесу важно создать комфортные условия для привлечения инвестиций, соблюдая стабильные правила игры. Прозвучало достаточно оптимистичное мнение о том, что при небольшой настройке налоговая политика в ближайшие годы будет стабильной. Здесь очень важен диалог с регионами. Как я понимаю, есть общий федеральный настрой: дать субъектам РФ больше свободы и самостоятельности, в особенности донорам, которые являются драйверами российской экономики.

— Имеете в виду Красноярский край?

— Совершенно верно. Нам нужно ставить перед собой амбициозные задачи, не бояться замахнуться на то, чтобы Красноярье по праву входило в десятку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Все предпосылки для этого у нас есть. Депутаты краевого парламента активно обсуждают эту тему с врио губернатора Александром Уссом — инициатором впечатляющего проекта «Енисейская Сибирь», который предусматривает экономическое объединение Красноярского края, Хакасии и Тывы. Наше министерство экономического развития и инвестиционной политики готовит ряд предложений, которые предполагают создание особых льгот для предприятий малого и среднего бизнеса.

— Можно об этом подробнее?

— Конечно. Считаю, мы вправе пойти на смелые, местами, может быть, даже радикальные решения, поскольку краевой бюджет относительно застрахован по сравнению с бюджетами других субъектов Федерации. На нашей территории работают «Норильский никель», РУСАЛ, другие мощные компании мирового и российского уровня, являющиеся крупными налогоплательщиками. А вот та часть налоговых отчислений, которая поступает в бюджет от малого и среднего бизнеса, мне представляется явно недостаточной. Так происходит не потому, что наши люди неактивны. Просто те условия, в которых они сегодня работают, достаточно сложны и требуют существенной доработки со стороны органов власти. Нужно предоставить ряд преференций и льгот, что поможет активизировать малый и средний бизнес.

В регионе должны быть созданы такие условия, которые дадут возможность компаниям укрупняться, а не дробить свой средний бизнес на небольшие предприятия для того, чтобы уходить от налоговой нагрузки. Тогда деловая активность будет развиваться, невзирая на все санкции извне и определённое напряжение в бюджетной системе. Люди сами смогут планировать свой бизнес, привлекать дополнительные средства. Считаю, что весь комплекс мероприятий — и на федеральном, и на краевом уровне — должен быть направлен именно на это.

Нам необходимо решить задачу, о которой говорил президент, — создать условия для роста благосостояния каждого человека в нашей стране. Все усилия власти должны быть направлены на выполнение этой важнейшей задачи. Сегодня мы должны смотреть на несколько шагов вперёд, умело применяя действенные инструменты для оживления экономической жизни. Если удастся это сделать, то и бюджет пополнится, и социальные программы будет проще выполнять. Надеюсь, что предложения, которые правительство края сформирует в ближайшее время, дадут нам возможность принять те решения, в том числе на законодательном уровне, которые действительно активизируют ситуацию в этой сфере.

— Хотелось бы затронуть ещё одну тему. На форуме было подписано соглашение между Санкт-Петербургом и Красноярским краем по развитию Арктики. Что оно даст региону и как выстроить взаимодействие арктических территорий для решения общих задач?

— Это соглашение предполагает объединение усилий тех регионов, которые входят в арктическую зону. У каждого из них есть представители в Государственной Думе и Совете Федерации, которые понимают специфику Арктики, а также контакты в правительстве РФ. Кооперация в этом вопросе позволит нам нарастить необходимую политическую силу для того, чтобы продвигать те дела, в которых эти территории заинтересованы, а также добиваться принятия законов, позволяющих развивать не только Северный морской путь, но и бизнес в тех суровых местах. Например, необходимо предусмотреть различные льготы для тех, кто готов инвестировать свои деньги в Арктику. Думается, посыл этого соглашения очень правильный. Люди, имеющие общие интересы, должны поддержать друг друга, объединиться и создать такую мощную силу, не учитывать которую будет невозможно.

Михаил Петров

Красноярский локомотив роста

2 марта 2018 года

Парламентская газета

Красноярский локомотив роста

Как продемонстрировал прошедший недавно в Сочи Российский инвестиционный форум, развитие регионов — важнейший приоритет федеральной политики. В пользу этого говорит и тот факт, что Всемирную зимнюю универсиаду в следующем году доверено провести Красноярску. Сегодня масштабное строительство объектов студенческих игр выходит на финишную прямую. Февральский визит главы государства Владимира Путина в сибирский регион показал, что краевая власть жёстко контролирует ход подготовки к универсиаде и уже сейчас всерьёз задумывается о её наследии. Одну из ключевых ролей в этом деле играет Законодательное собрание Красноярского края, которое осенью прошлого года возглавил Дмитрий Свиридов.

Хорошее подспорье

— Дмитрий Викторович, вас избрали спикером краевого парламента на сложном и ответственном этапе развития края. Подготовка к универсиаде вступила в решающую стадию, оттачивается стратегия развития региона, близится череда выборов федерального, краевого и муниципального уровня...

— Задач действительно много, но главный ориентир у нас один — улучшение качества жизни в Красноярском крае, повышение благосостояния населения. На это нацелено буквально всё — и региональная стратегия, которую мы рассчитываем утвердить в этом году, и подготовка к студенческим играм, да и сама законотворческая деятельность нашего парламента.

На сочинском форуме, в котором мне довелось принимать участие, речь шла о локомотивах роста, призванных оживить экономическую активность в масштабах всей страны. Одним из таких «прорывных» регионов может и должен стать Красноярский край. У нас для этого есть практически всё — огромные сырьевые запасы, высокий научный и производственный потенциал. Нужно наращивать усилия по созданию необходимой инфраструктуры и предусмотреть хорошие условия для привлечения инвестиций, взаимодействия всех сфер бизнеса, оптимизации экономической жизни. Всё это в итоге должно вести нас к главной цели — росту благосостояния жителей края.

В рамках концепции пространственного развития России важная роль отводится межрегиональному сотрудничеству, интеграции субъектов РФ для решения общеэкономических задач. Ярким тому примером является идея, которую высказал врио губернатора Александр Усс, о создании такого мощного экономического объединения, как Енисейская Сибирь, когда три соседних региона — Красноярский край, Хакасия и Тува — смогут объединить свои усилия для развития экономики.

— Кстати, как у вас складываются отношения с Александром Викторовичем?

— Конструктивно. Он детально знает проблемы края, имеет колоссальный опыт парламентской работы, который сегодня помогает ему на новом этапе. Рабочие встречи депутатов с главой региона стали регулярными и очень полезными. Сотрудничество с исполнительной властью — хорошее подспорье в решении важнейших вопросов, касающихся развития экономики края и социальной сферы.

Полезное наследие

— Вернемся к универсиаде. Предполагается, что в Красноярске будет построено и реконструировано 34 различных объекта. Как их станут использовать после соревнований?

— Депутаты краевого парламента начали поднимать тему наследия универсиады ещё тогда, когда все планы были только на бумаге. Надо сказать, что законодательным сопровождением подготовки к играм у нас занимается профильный комитет и специально созданная комиссия, в которую входит треть депутатского корпуса. Коллеги работают интенсивно, профессионально и требовательно.

Все объекты, которые будут задействованы во время соревнований, можно условно разделить на спортивные и обеспечивающие. Если говорить о первых, то они в дальнейшем будут использоваться как для тренировок профессиональных и детско-юношеских команд, так и для развития массового спорта. То есть практически все желающие смогут покататься на лыжах, коньках, сноуборде в современных спорткомплексах.

Что касается инфраструктурных сооружений, то, к примеру, деревня универсиады останется у студентов Сибирского федерального университета, и это решит проблему с общежитиями и вспомогательными помещениями. Ну а медицинскими объектами, понятное дело, будут пользоваться все. В частности, реконструкция краевой клинической больницы началась благодаря тому, что в ходе игр здесь будут оказывать высококвалифицированную помощь в плане нейрохирургии и травматологии. Недавно в рамках парламентского контроля побывал там и могу сказать, что это будет настоящий медицинский город, который выведет на совершенно иной уровень качество здравоохранения в регионе. Уже сейчас наши медики проводят операции по пересадке почек, печени, сердца, а когда будут завершены все работы, возможности клиники значительно возрастут.

Многогранная проблема

— В ходе рабочей поездки президента глава края поднимал экологическую проблематику Красноярска. Насколько это больной вопрос для миллионного города?

— Прежде всего хотел бы отметить, что каждый визит президента для нас — в определённой степени экзамен. В то же время это возможность обозначить проблемы, которые требуют решения на высоком уровне. Действительно, экологическая проблематика занимает едва ли не первое место в красноярской повестке. Спекулировать на этой теме не стоит, но и отмахиваться от неё ни в коем случае нельзя: столица края стабильно входит в десятку наиболее загрязненных городов России.

Тут всё в комплексе — и крупные промышленные предприятия в черте города (алюминиевый завод и несколько ТЭЦ), и большое количество личного автотранспорта, и чадящие асфальтовые заводики, и частный сектор с угольными печами, и плотная застройка с высотками, мешающая «продуваемости» города. Добавьте сюда географическое положение Красноярска, значительная часть которого расположена в низине между отрогами, и не замерзающий зимой Енисей с испарениями, задерживающими частицы выбросов, — и вы поймете, почему в столице края так часто объявляется режим неблагоприятных метеоусловий (в народе — «черное небо»).

Эта многогранная проблема соответственно требует комплексного решения. Средства нужны весьма внушительные, и очевидно, что региональными вложениями тут не обойтись. Только газификация края стоит десятки миллиардов рублей. Примерно столько же — строительство метро в Красноярске (в 90-е годы его начинали прокладывать, но потом от проекта пришлось отказаться по финансовым соображениям). Недёшев и перевод автотранспорта на газомоторное топливо. Но президент, выразив краю поддержку, поставил и экологические задачи, что было позитивно воспринято красноярцами. Значит, надо эти задачи решать, прилагая максимум усилий всех уровней и ветвей власти.

В Законодательном собрании края теме экологии уделяется особое внимание. Сейчас на рассмотрении проекты законов об охране атмосферного воздуха, о сохранении зеленого фонда городов и поселков, о создании зеленых поясов вокруг населенных пунктов. При профильном комитете краевого парламента создан экспертный совет, в который входят учёные и представители общественных организаций. Экологическое благополучие — одна из важнейших составляющих качества жизни, и депутаты это отчётливо осознают.

Михаил Андреев